Разновидности
Существуют три большие группы, подробнее о каждой из них мы расскажем ниже.
Радиальные
Между двумя обоймами с технологическими канавками расположены элементы качения в один или два ряда, зафиксированные в сепараторе. Все это обязательно смазывается или закрывается защитным кожухом, предотвращающим попадание грязи.
Похожей является модель, где внешний обруч изнутри обработан полусферой, при этом не фиксируются ось отверстия корпуса и вал вращения. Такое техническое решение используется в сельскохозяйственной технике, когда невозможно или нецелесообразно совместить плоскости вращения и крепления. Они называются плавающими.
Радиальный шариковый однорядный подшипник, таблица размеров и серий
ИСО | Аналог ГОСТ | Внутренний диаметр(мм) | Внешний мм | Ширина(мм) | Масса(кг) |
691 | 1000091 | 1 | 4 | 1,6 | 0,0001 |
602 | 12 | 2 | 7 | 2,8 | 0,0006 |
Параметры колеблются от трех миллиметров до нескольких метров. Внутренние отверстия позволяют добиваться вращение осей от 1 мл, это применяется в микромеханике (ручные и настенные часы, принтеры, сканеры, измерительные приборы, компьютеры, дисководы, кулеры). Полутораметровые поворотные точки работают на тяжелой добывающей технике (экскаваторы, погрузчики, проходческие станы), на приводах винтов в кораблестроении, везде, где требуется перемещение больших масс.
Опорные
При высоких нагрузках вдоль оси вращения используются детали, состоящие из двух шайб с ложбинкой, между которыми ставится сепаратор со сферами. Одна из плоскостей вращения упирается в блок, а вторая поверхность фиксируется на валу. Они применяются в обрабатывающей промышленности, ветрогенераторах и других конструкциях, где существуют продольные нагрузки.
Таблица размеров упорных шариковых подшипников в миллиметрах
Наименован. ИСО | Россия ГОСТ | Параметры в мм dw dg Dg T | Тоннаж (Кн)Дин. Стат. | Вес |
54202 | 48202 | 10 17 32 24 | 16,6 24,6 | 0,088 |
54205 | 38405 | 5 27 60 45 | 55,6 89,4 | 0,63 |
52205 | 38205 | 20 27 47 28 | 27,6 50 | 0,22 |
54406 | 48406 | 20 30 70 52 | 72,8 125 | 1 |
Такие устройства работают в автомобилях на передних стойках и позволяют всему поворотному блоку мягко двигаться, постоянно удерживая весь вес машины. Манипуляция стрелы крана обеспечивается опорой на подобное изделие. По такому же принципу функционирует и место сочленения полуприцепа с тягачом большегруза. В индустрии, где приходится использовать сильные воздействия на материалы без упорных узлов, не обходится ни один станок.
Опорно-радиальные
В случаях, когда необходимо обеспечить в модели свойства двух типов используется этот механизм. Реакция элементов качения направлена как перпендикулярно, так и вдоль оси. Конструкция может быть одно и двухрядной.
За счет комбинации разнонаправленных реакций на усилие, изделие, состоящее из двух таких частей, обеспечивает полную фиксацию в пространстве. При конструировании можно обойтись одним компактным устройством. Особенности строения позволяют добиться долгой эксплуатации без обслуживания. Соответственно, при этом снижается конечная стоимость продукта.
Все вышеописанные виды есть в каталоге торгово-производственной .
Маркировка сфер для шариковых подшипников, их размеры и расшифровка
Главным значением является диаметр, обозначаемый в таблицах буквой d. Промышленность выпускает модели габаритами от 0,25 до 150 мм.
Для удобства работы с узлами, снижающими трение, проведена унификация параметров звеньев. Промышленность выпускает их строго определенного формата. По классу точности изделие маркируется цифрами: 3; 5; 10; 16; 20; 28; 40; 60; 100; 200, которые показывают уровень обработки. Чем меньше значение, тем грубее исполнение.
Стандартная масса рассчитывается из плотности стали 7,85 килограмм на один дециметр. Буква Н ставится в маркировке перед линейным калибром, в случаях использования в типовых механизмах качения. В других вариантах используется аббревиатура Б.
Этапы производства
1. Литьё заготовок с последующей механической обработкой Для получения гладкого металлического шарика сферической формы используют специальный пресс. Материалом для заготовки служит стальная проволока, которую рубят на части и обтесывают матрицами с двух сторон
Важно учесть припуск, необходимый для последующих этапов обработки
2. Прессование В зависимости от особенностей материала, применяется холодное или горячее прессование. Диаметр выемки пресса несколько больше расчетного размера готового изделия. После прессования на каждой заготовке образуется небольшой обод по окантовке, который удаляется с помощью обдирного станка.
3. Термообработка Для достижения нужных параметров твердости заготовки проходят обязательную термообработку.
4. Шлифовка Далее изделия подвергаются тщательной шлифовке, что способствует снижению силы трения при эксплуатации шарика. На этом этапе удаляются припуски, оставленные при обтесывании заготовок, а погрешность в размерах максимально сокращается. Даже погрешность в один микрон на одном элементе способна повлиять на качество скольжения и функциональность всего механизма.
5. Контроль качества Размеры и прочностные характеристики деталей контролируются на каждом этапе. Готовые шары упаковывают и готовят к продаже, либо отправляют в сборочную часть для последующего использования в полноценном изделии.
Габариты устройств качения
Чтобы подобрать подшипник по размеру, нужно узнать точную размерность его главных габаритов: внутреннего (d) и внешнего (D) диаметров, ширины (B) и высоты. Существуют стандартные данные шарикоподшипников. Таблица, в которую они занесены, поможет определить нужный. Характеристики указываются так — dxDxB.
Замер внутреннего диаметра
Для упорных механизмов диаметром считается размер внутреннего, неподвижно зафиксированного кольца. ГОСТ разрешает минимальные допуски для них, который изменяется в пределах от 0, 2 до 0, 8 миллиметра. Это зависит от размера детали.
Для дюймовых осей существует погрешность в полмиллиметра.
Внешняя обойма
При её отсутствии этот диаметр нужно измерить по посадочному месту механизма, где установлен подшипник. Такой показатель бывает сферообразным или бомбированным, если внешнее посадочное место имеет сложный профиль.
Для упорных изделий измеряются два показателя:
- Внешний диаметр D1.
- Расстояние до упора D2.
Такие типоразмеры подшипников таблица указывает в виде дробного значения.
Ширина подшипника и тел качения
Кроме основных размеров, нужно знать параметры элементов качения. Для определения диаметра шариков в подшипниках таблица потребует, кроме главных размеров, серию ширины. В этом документе отдельным столбцом указывается также вес самого шарика. Так что для измерения его габаритов разбивать подшипник не придётся. Подобные справочники есть и для роликовых компонентов и других тел качения.
Подшипник шариковый однорядный размеры, типы, преимущества, недостатки
Однорядный шарикоподшипник самый распространенный в технике благодаря множеству достоинств:
- небольшая стоимость;
- компенсация радиальных и невысоких осевых усилий;
- множество типов;
- широчайший размерный ряд;
- удобство установки;
- простота обслуживания;
- незначительные потери на трение.
Основной вариант подшипник шариковый однорядный размеры соответственно ГОСТ 8338-75.
В обозначении две последние цифры отвечают диаметру внутреннему. Число 00 определяет диаметр десять мм, 01 указывает на 12 мм, 02 отвечает 15 мм, 03 соответствует 17 мм. С 04 диаметр получают умножением последних цифр на 5. Третья цифра считая справа указывает на диаметральную серию, четвертая отвечает разновидности, 5 и 6 исполнению конструктивному, седьмая определяет серию по ширине. Обозначение 205 шарикоподшипник однорядный радиальный второй группы диаметров с отверстием 25 мм, а конструктивное исполнение 80205 снабжено парой защитными шайб из металла.
Востребованная разновидность ГОСТ 7242-81 имеет одну тип 60000 либо две тип 80000 металлических защитных шайб, что удешевляет, облегчает конструкцию благодаря отсутствию крышек, уплотнений.
Серии 160000, 180000 имеют одно или два уплотнения, набиты заводской смазкой и стандартизованы ГОСТ 8882-75
Разновидность ГОСТ 2893-72 снабжена канавкой внешней обоймы для кольца эксцентричного упорного, позволяющего легко закрепить подшипник.
Существуют также разновидности:
- с фланцем наружным;
- конусным отверстием;
- высокотемпературные;
- керамические;
- нержавеющие;
- с датчиками контроля параметров.
Основной недостаток радиальных шарикоподшипников – недопустимость перекоса обойм более 15 минут, что требует строжайшей соостности и затрудняет монтаж при большой длине вала.
Таблица размеров подшипников шариковых приведена в соответствующем стандарте для каждого типа.
Подшипники скольжения
Такой механизм представляет собой опору или направляющую, где используется трение скольжения соприкасающихся полостей. Состоят такие устройства из корпуса, и рабочей части, вставляемой в его отверстие. В качестве рабочего элемента чаще всего бывает втулка или вкладыш. Расстояние между ними и корпусом заполняется смазкой через специальное приспособление.
От того, какая смазка допустима для определённого типа изделия, зависит расчётная величина зазора между внутренним диаметром корпуса и втулкой. Качественный смазочный материал обеспечивает надёжную работу всего механизма в целом. Для подшипников скольжения применяются следующие виды смазки:
- Жидкая в виде минеральных и искусственных масел. Для изделий, изготовленных из неметаллических материалов, используется вода.
- Твёрдая графитовая, молибденовая и т. д.
- На основе инертных газов.
- Пластичная из литиевого мыла и кальция сульфоната.
Для производства подшипников скольжения используются специальные сплавы: карбиды хрома или вольфрама, наносимые с помощью порошкового или газоплазменного напыления. Наиболее часто употребляют различные виды бронзы. Из неметаллического сырья применяют керамику, полимеры, баббит и железное дерево. Корпус изготавливают из чугуна.
Разновидности изделий и размеры
В различных механизмах существует потребность в конкретных типах подшипников с особыми свойствами. Для них имеются такие виды устройств:
- С повышенной скоростью работы.
- С разъёмным корпусом для применения со всевозможными валами.
- С высокой точностью регулирования зазора.
- Для применения в простых механизмах с малой скоростью вращения.
- Для применения в воде и неблагоприятных условиях.
Размеры согласованы в соответствии с ГОСТом 2795. В согласовании с ним составлены специальные справочные таблицы. В них указываются основные параметры измерений:
- Наружный (D) и внутренний (d) диаметры.
- Длина (l).
- Ширина фаски .
- Предельные допуски.
Для многорядных экземпляров диаметры указываются отдельно для каждого ряда.
https://youtube.com/watch?v=6b10s8BNFtk
Как разобрать подшипник сферический шариковый: видео
На первый взгляд, неясно, как могут попасть элементы качения между обоймами. На самом деле процесс происходит следующим образом:
- Удаляется сепаратор. Обычно две половинки скреплены заклепками, которые выводятся высверливанием.
- После этого оставшиеся внутренности скатываются вплотную друг к другу и кольцо свободно вынимается.
Опорно-радиальный прибор позволяет извлечь две половинки обруча. Плавающий легко разделяется после извлечения нескольких металлических горошин. Это достигается разгибанием усиков, удерживающих их на месте. В образцах с бронзовым делителем делается специальное технологическое отверстие, с которого начинается демонтаж.
Роликовые
Роликовые, как правило, используются при радиальных нагрузках и могут обеспечивать высокую скорость вращения. Сепараторы в таких цилиндрических роликоподшипниках ставят из латуни, в некоторых моделях — из полиамида. В игольчатых роликоподшипниках в качестве тел качения ролики малого диаметра, которые называют иглами. У таких конструкций очень небольшое соотношение внутреннего и внешнего диаметров, а многие не имеют внутреннего кольца. У большинства штампованные сепараторы, хотя в силу конструктивных особенностей некоторых механизмов могут применяться разновидности и вовсе без сепараторов.
Более детально характеристики всех возможных изделий приведены в таблицах, которые мы собрали на странице. Применяйте их по назначению, и пусть ролики не мешают шарикам ни в автомобиле ни на дороге.
Характеристика
Они делятся на группы по конструктивным особенностям и сферам применения. Каждый образец имеет свои параметры:
- • Габариты, включают в себя величину вала и посадки, ширину обоймы.
- • Вес, зависит от варианта исполнения.
- • Степень защищенности (открытые, частично закрытые, полностью герметичные).
- • Допустимые нагрузки.
- • Возможные обороты.
Большая часть информации зашифрована в маркировке. Например, радиальный однорядный подписан так:
- • первое поле обозначает ширину;
- • разновидность по конструкции;
- • конфигурация;
- • цифра 0;
- • данные по диаметрам;
- • норма посадки вала.
Дополнительными буквами обозначаются технические особенности, как рядность и материал сепаратора.
Таблица размеров шариков подшипников
Таблица размеров
Международное обозначение |
Аналог (ГОСТ) | Диаметр шарика |
Количество шариков |
---|---|---|---|
607 |
17 | 3,97 |
6 |
608 |
18 | 3,97 |
6 |
623 |
23 | 1,59 |
7 |
624 |
24 | 2,38 |
6 |
625 |
25 | 3,18 |
6 |
626 |
26 | 3,97 |
6 |
627 |
27 | 3,97 |
7 |
629 |
29 | 4,76 |
7 |
634 |
34 | 3,18 |
6 |
635 |
35 | 3,97 |
6 |
693 |
1000093 | 1,59 |
6 |
694 |
1000094 | 2 |
7 |
695 |
1000095 | 2 |
8 |
696 |
1000096 | 2,38 |
8 |
697 |
1000097 | 3 |
7 |
698 |
1000098 | 3 |
8 |
699 |
1000099 | 3,5 |
7 |
6000 |
100 | 4,76 |
7 |
6001 |
101 | 4,76 |
8 |
6002 |
102 | 4,763 |
8 |
6003 |
103 | 4,763 |
10 |
6004 |
104 | 6,35 |
9 |
6005 |
105 | 6,35 |
10 |
6006 |
106 | 7,14 |
11 |
6007 |
107 | 7,94 |
11 |
6008 |
108 | 7,94 |
12 |
6009 |
109 | 8,73 |
13 |
6010 |
110 | 8,73 |
12 |
6011 |
111 | 10,32 |
13 |
6012 |
112 | 11,11 |
12 |
6013 |
113 | 10,32 |
15 |
6014 |
114 | 12,3 |
13 |
6015 |
115 | 12,3 |
14 |
6016 |
116 | 13,5 |
14 |
6017 |
117 | 13,5 |
14 |
6018 |
118 | 14,3 |
15 |
6019 |
119 | 14,288 |
14 |
6020 |
120 | 14,3 |
15 |
6021 |
121 | 17,462 |
13 |
6022 |
122 | 18,256 |
15 |
6024 |
124 | 18,256 |
15 |
6026 |
126 | 20,638 |
14 |
6028 |
128 | 20,638 |
15 |
6030 |
130 | 22,225 |
16 |
6032 |
132 | 23,812 |
15 |
6034 |
134 | 26,988 |
14 |
6036 |
136 | 30,162 |
14 |
6038 |
138 | 30,162 |
14 |
6040 |
140 | 33,338 |
13 |
6044 |
144 | 35,719 |
13 |
6048 |
148 | 36,512 |
14 |
6052 |
152 | 41,275 |
14 |
6056 |
156 | 41,275 |
15 |
6200 |
200 | 5,95 |
6 |
6201 |
201 | 5,56 |
7 |
6202 |
202 | 5,95 |
8 |
6203 |
203 | 7,14 |
7 |
6204 |
204 | 7,94 |
8 |
6205 |
205 | 7,94 |
9 |
6206 |
206 | 9,53 |
9 |
6207 |
207 | 11,11 |
9 |
6208 |
208 | 12,7 |
9 |
6209 |
209 | 12,7 |
9 |
6210 |
210 | 12,7 |
10 |
6211 |
211 | 14,29 |
10 |
6212 |
212 | 15,88 |
10 |
6213 |
213 | 16,67 |
10 |
6214 |
214 | 17,46 |
10 |
6215 |
215 | 17,46 |
11 |
6216 |
216 | 19,05 |
10 |
6217 |
217 | 19,84 |
11 |
6218 |
218 | 22,23 |
10 |
6219 |
219 | 23,823 |
10 |
6220 |
220 | 25,4 |
10 |
6221 |
221 | 26,988 |
10 |
6222 |
222 | 28,575 |
10 |
6224 |
224 | 30,162 |
10 |
6226 |
226 | 28,575 |
11 |
6228 |
228 | 28,575 |
11 |
6230 |
230 | 33,338 |
11 |
6232 |
232 | 34,925 |
11 |
6234 |
234 | 41,275 |
10 |
6236 |
236 | 38,1 |
11 |
6244 |
244 | 44,45 |
11 |
6300 |
300 | 7,14 |
6 |
6301 |
301 | 7,94 |
6 |
6302 |
302 | 7,94 |
7 |
6303 |
303 | 9,53 |
6 |
6304 |
304 | 9,53 |
7 |
6305 |
305 | 11,51 |
7 |
6306 |
306 | 12,3 |
8 |
6307 |
307 | 14,29 |
7 |
6308 |
308 | 15,08 |
8 |
6309 |
309 | 17,46 |
8 |
6310 |
310 | 19,05 |
8 |
6311 |
311 | 20,64 |
8 |
6312 |
312 | 22,23 |
8 |
6313 |
313 | 23,81 |
8 |
6314 |
314 | 25,4 |
8 |
6315 |
315 | 26,99 |
8 |
6316 |
316 | 28,58 |
8 |
6317 |
317 | 30,16 |
8 |
6318 |
318 | 31,75 |
8 |
6319 |
319 | 34,925 |
8 |
6320 |
320 | 36,51 |
8 |
6321 |
321 | 38,1 |
8 |
6322 |
322 | 41,275 |
8 |
6324 |
324 | 42,862 |
8 |
6326 |
326 | 44,45 |
8 |
6330 |
330 | 50,8 |
8 |
6403 |
403 | 12,7 |
6 |
6405 |
405 | 16,67 |
6 |
6406 |
406 | 19,05 |
6 |
6407 |
407 | 20,64 |
6 |
6408 |
408 | 22,23 |
6 |
6409 |
409 | 23,02 |
7 |
6410 |
410 | 25,4 |
7 |
6411 |
411 | 26,99 |
7 |
6412 |
412 | 28,58 |
7 |
6413 |
413 | 30,16 |
7 |
6414 |
414 | 34,93 |
7 |
6416 |
416 | 38,1 |
7 |
6417 |
417 | 39,69 |
7 |
6900 |
1000900 | 3,97 |
7 |
6901 |
1000901 | 3,97 |
7 |
6902 |
1000902 | 3,18 |
12 |
6903 |
1000903 | 3,5 |
11 |
6904 |
1000904 | 5 |
10 |
6905 |
1000905 | 5 |
12 |
6906 |
1000906 | 5 |
13 |
6907 |
1000907 | 5,95 |
13 |
6908 |
1000908 | 6,35 |
14 |
6909 |
1000909 | 7,14 |
13 |
6911 |
1000911 | 6,35 |
18 |
6912 |
1000912 | 7,14 |
19 |
6913 |
1000913 | 7,144 |
19 |
6915 |
1000915 | 8,731 |
18 |
6916 |
1000916 | 9,525 |
17 |
6917 |
1000917 | 10,319 |
17 |
6918 |
1000918 | 10,319 |
18 |
6919 |
1000919 | 10,319 |
18 |
6920 |
1000920 | 12,7 |
16 |
6921 |
1000921 | 12,7 |
17 |
6922 |
1000922 | 11,509 |
19 |
6924 |
1000924 | 13,494 |
18 |
6926 |
1000926 | 15,081 |
18 |
6928 |
1000928 | 11,509 |
19 |
6930 |
1000930 | 17,462 |
18 |
6932 |
1000932 | 17,462 |
18 |
6934 |
1000934 | 17,462 |
20 |
16002 |
7000102 | 4,76 |
8 |
16003 |
7000103 | 5,16 |
9 |
16004 |
7000104 | 5,556 |
10 |
16005 |
7000105 | 5,56 |
11 |
16006 |
7000106 | 5,56 |
14 |
16007 |
7000107 | 5,56 |
15 |
16008 |
7000108 | 6,35 |
16 |
16009 |
7000109 | 6,35 |
17 |
16010 |
7000110 | 6,35 |
18 |
16011 |
7000111 | 7,14 |
17 |
16012 |
7000112 | 7,14 |
18 |
16013 |
7000113 | 7,14 |
19 |
16014 |
7000114 | 7,14 |
18 |
Размер скважины подшипника
Третья и четвертая цифры номера подшипника указывают размер отверстия подшипника. Это внутренний диаметр подшипника и измеряется в миллиметрах. Как правило, размер отверстия равен пятикратному третьему и четвертому размеру номера скоросшивателя подшипника. Однако от «0» до «3» эта формула не подразумевает. Размеры отверстий, обозначенные от 0 до 3:
Примечание. Если четвертой цифры нет, то третья цифра указывает размер отверстия в мм. Например: в случае подшипника 636 размер отверстия подшипника будет 6 мм.
Таким образом, теперь мы можем определить, что в случае подшипника 6305ZZ третья и четвертая цифры «05» означают, что размер отверстия подшипника составляет 25 мм.
Разновидности подшипников скольжения
Всего размеры и основные характеристики подшипников скольжения, изложены в соответствующих ГОСТ. Всего их насчитывается порядка шести десятков. Например, ГОСТ 11607-82 нормирует требования к разъемным корпусам подшипников скольжения, а ГОСТ 25105-82, предъявляет требования к вкладышам, которые устанавливают в корпуса подшипников скольжения.
Классификация подшипников скольжения
Изделия этого типа можно разделить на следующие основные типы:
- Одно- и многоповерхностные.
- Со смещением поверхностей.
- Радиальные.
- Осевые.
- Радиально-упорные.
Кроме того, подшипники можно различать по конструкции:
- Неразъемные, их называют втулочными.
- Разъемные, они состоят из двух деталей основного корпуса и крышки к нему.
- Встроенные, по своей конструкции, они составляют единое целое с корпусом механизма.
Нельзя забывать и о количестве точек подачи масла. Существуют подшипники с одним и несколькими клапанами. Кроме, приведенных классов можно назвать еще один – по возможности регулирований подшипника.
Конструкция подшипников скольжения не отличается сложностью. В состав конструкции могут входить два кольца. Одно из них (внутреннее) вращается в процессе работы. Вместо, тел вращения в устройствах этого типа применяют втулки, изготовленные из антифрикционных материалов. Для повышения эффективной работы в подшипники закачивают смазочные материалы.
Существуют два типа подшипников скольжения — гидростатические и гидродинамические. В изделиях первого типа смазка подается от масляного насоса. Вторые в этом плане удобнее, они сами могут выступать в роли насоса. Смазка будет поступать в них за счет разности давления между его компонентами.
Подшипники скольжения могут иметь, сферическое, упорное и линейное исполнения. Первые подшипники применяют в тех узлах, где преобладают низкие скорости вращения вала. Главное достоинство такого исполнения подшипников – это возможность передавать вращение даже при значительных перекосах валов.
Подшипники упорного исполнения применяют для работы там, где преобладают поперечные усилия. Довольно часто их монтируют в турбинах и паровых машинах.
Подшипники линейного исполнения исполняют роль направляющих. Кстати, их особенностью можно назвать их бесперебойную работу даже при постояннодействующих радиальных усилиях.
Подшипник линейного исполнения
Многолетняя, если не многовековая практика использования подшипников скольжения позволяет сделать выводы о достоинствах и недостатках этих конструкций.
- изделия этого класса обеспечивают надежную работу в условиях высоких скоростей вращения вала;
- обеспечение серьезных ударных и вибрационных усилий;
- довольно небольшие размеры;
- подшипники этого типа допустимо устанавливать в устройствах работающие в воде;
- некоторые модели позволяют выполнять настройку зазора и, таким образом, гарантируют точность установки оси вала.
Между тем, подшипникам скольжения присущи и определенные недостатки.
- в процессе эксплуатации необходимо постоянно контролировать уровень смазки;
- при недостаточной смазке и запуске возникает дополнительная сила трения;
- более низкий в сравнении с другими классами подшипников КПД;
- при производстве таких изделий применяют довольно дорогие материалы;
- при работе, подшипники этого класса могут генерировать излишний шум.
Основная цифровая маркировка и схема
Главное, что нужно узнать у продавца, – какая страна изготовила изделия. Дело в том, что принятые нормы и стандарты у российских изготовителей и у зарубежных отличаются. Для первых прописан отечественный знак качества – ГОСТ 3189-89. Он всегда соблюдается, за этим строго следят надзорные службы, так как невыполнение требований производства грозит не только несоответствием заказа (а он может быть и государственный) с итоговым результатом, но и аварийными ситуациями на производстве.
Указанная деталь является одним из очень важных узлов фактически в каждом устройстве, где важны механические вращательные движения. С его деформацией обычно связаны значительные поломки. Поэтому можете быть уверены, что, покупая подшипники с нумерацией, вы полностью можете на нее полагаться.
Сначала будем рассматривать отечественные изделия, так как они более доступны и достаточно надежны, поэтому используются чаще. Выглядят они приблизительно так:
Y – XXXXXX – Z
Любой номер имеет три составляющие:
- Ядро (X). Располагается в центре, представляет собой базу с основными данными о детали. Выражается только цифрами. Шесть знаков обозначают пять показателей. С двух сторон заключается в дефисы.
- Префикс (Y). По названию понятно, что это препозиция, то есть, стоит опознавательный знак в самом начале. Может комбинировать в себе различные знаковые системы. Выражает три взаимосвязанных значения.
- Суффикс (Z). Завершает комбинацию и содержит множество информации. Состоит в основном из букв кириллического алфавита (по российскому ГОСТ), но может уточняться цифрами.
Приведем схему с расшифровкой маркировки подшипников качения (ее ядра)
Х(5) ХХ(4) Х(3) 0Х(2) Х(1)
где под цифрами имеется ввиду:
- диаметр отверстия – о нем более подробно ниже;
- размер серии, то есть габариты – помноженные координаты и их значения;
- тип узла – от 0 до 9, но весь перечень ниже будет представлен в виде таблицы, потому что без нее трудно запомнить эту классификацию;
- конструкция изделия – для этой категории дано очень много кодов, до 99 штук, подробно их перечислять не будем, но укажем, что полностью список находится в документе ГОСТ 3395-89;
- размерная категория – самая начальная цифра отвечает за серию ширин или высот, сильно зависит от радиусов и не всегда может быть проставлена, особенно когда этот показатель нестандартный.
Основные трудности возникают, когда мы говорим о размере внутреннего кольца. Что если он больше 9 мм? Ведь на этот показатель отведена только одна цифра. А что делать, если, напротив, радиус так мал, что помноженный на 2 он не доходит даже до минимальной единицы, чтобы заполнить указанную ячейку номера? Рассмотрим ниже.
Что такое штангенциркуль?
Штангенциркуль (нем. Stangenzirkel) — это универсальный измерительный инструмент, который предназначается для высокоточного измерения наружных и внутренних линейных размеров, а в некоторых случаях — глубин отверстий.
Штангенциркуль является самым распространенным инструментом измерения, поскольку удобен в обращении, имеет простую конструкцию, и способен проводить измерения с максимальной скоростью.
Название штангенциркуля, также, как и других штангенинструментов (штангенглубиномера, штангенрейсмаса), связано с конструктивными особенностями этого инструмента. Он имеет измерительную штангу с основной шкалой и нониус – вспомогательную шкалу, применяемую для отсчета долей делений.
Назначение
Широко распространены 3 типа: скольжения, качения и магнитные. Они отличаются своей конструкцией и сферой использования. Первая группа состоит из корпуса с отверстием, втулки и смазывающего устройства. Для эксплуатации такого изделия необходимо большое количество смазочного материала, поэтому требуется технический специалист, регулирующий его подачу. Сегодня этот тип деталей используют все реже, но найти их можно в любой аппаратуре, требующей высокоскоростной работы, в паровых и турбинных установках, в системах навигации и множестве других приборов высокой точности.
Подшипники качения на сегодняшний день являются самыми часто используемыми. В основном тела изготавливаются в виде шариков и роликов. Главное отличие этих изделий от первого типа заключается в отсутствии необходимости постоянно смазывать конструкцию. Элемент длительное время может использоваться и без этого материала, а значит постоянный контроль специалиста не требуется. Многообразие опор качения позволяет использовать их буквально везде: от электродвигателей до бытовой техники, от сложных промышленных станков до медицинского оборудования.
Магнитные устройства представляют собой конструкцию, работающую на левитации. В нее может входить собственно изделие, электронная система контроля его работы или постоянные магниты. Область применения таких деталей очень широка и необычна, по сравнению с другими. Часто их используют в сложных газовых центрифугах, криогенной технике, турбомолекулярных насосах и в других механизмах.
Именно конкретный вид подшипников становится основой выбора, поскольку эти детали не являются взаимозаменяемыми, хотя и могут подстраховывать друг друга.
Какие конструкции бывают
Следовательно, подшипник скольжения, хоть и применяется в автомобилестроении довольно часто, представляет собой обычную втулку, параметры которой указаны в документации к агрегату. При необходимости замены нет никакой возможности подобрать другую готовую втулку, поскольку каждая из них изготовлена только под конкретные посадочные размеры и может быть использована строго в соответствии с предназначением.
Качения — это группа деталей, которые требуют строжайшей систематизации и стандартизации. Во всем мире принята единая система обозначения для того, чтобы облегчить работу инженерам-конструкторам и не придумывать велосипед, все производители в мире выполняют их в тысячах вариантов, но классифицируют их по определенному алгоритму. Во всем мире, но только не в СССР. В той стране были свои законы и своя, советская классификация..Детали были хороши, но , чтобы подобрать экземпляр к иностранной технике, использовали дополнительную таблицу, как памятник промышленному идиотизму страны советов.
Маркировка подшипников по размерам и номерам в зависимости от определения диаметра отверстия с таблицами
Есть 4 категории, согласно которым можно разделить все изделия, классифицировать их:
- 1D – менее десяти миллиметров.
- 2D – больше 10, но не более 20 мм.
- 3D – превыше двадцати вплоть до 499 мм.
- 4D – более 50 сантиметров.
Это разделение прописывает документ ГОСТ 3189-89. Посмотрим подробнее, в чем особенности нумерации.
Для первого диапазона
Самый простой вариант, тогда классическая картина совсем не нарушается. Это для самых небольших деталек – можно проставить цифру от 1 до 9 включительно. Соответственно, указываются только целые значения. Шагом является миллиметр. Если все так хорошо укладывается в правило, то просто записываем диаметр в начальную графу. Помним, что маркировку мы читаем справа налево, так что последнее место является для пользователя отсчетным – здесь и оказывается показатель.
Вторая ситуация, если мы имеем дробь. Сначала прибегаем к общим правилам округления, то есть если после запятой мы имеем 1, 2, 3 или 4, то смело отбрасываем их, а если от 5 до 9, то приписываем на единицу больше. Готовое округленное значение записываем в первую (то есть с конца) ячейку. Вторую заполняем условным обозначением «5» (это показывает, что было использовано дробное число), а третью – нулем
Если левее не будет указываться важной информации, а иногда такое бывает, то и этот «0» можно вычеркнуть. Тогда у нас получается ядро всего из двухзначного числового символа
Пример: Ø равен 7,68. Пишем сначала 8, а затем спереди приписываем 5 и 0. Получаем — XXX058 или просто 58.
Ролики цилиндрические длинные ГОСТ 25255
номинальный диаметр D | х | L номинальная длина | признак сортировки | степень точности |
В признаке сортировки: буквой Д
обозначаются ролики не сортируемые по длине буквойБ обозначаются ролики без сортировки по диаметру и длине
Устанавливается три степени точности роликов, обозначаемых в порядке снижения точности цифрами: I; II; III.
На меру точности роликов цилиндрических длинных влияют следующие величины: — разноразмерность роликов по диаметру в партии — предельные отклонения длины роликов — непостоянство диаметра — разноразмерность по длине — огранка — торцевое биение — параметр шероховатости