Браное ткачество или Дурная голова рукам покоя не даёт
Хотел бы немного рассказать об одном из своих увлечений — браном ткачестве. Когда я начинал этим заниматься, информацию пришлось собирать с бору по сосенке. Здесь я постараюсь собрать все свои находки, вдруг кому-то пригодится. Первый пост будет обзорным. Если тема вызовет интерес, напишу и об изготовлении инструментов и о самой технике ткачества.
Несколько лет назад мы гостили под Калининградом у племяшки. На два семейства набралось трое детей различной степени подрощенности.
В один прекрасный день для них был куплен маленький игрушечный ткацкий станок. Был он приблизительно таким (фото из интернета):
Через пару часов дети притащили станочек на кухню и потребовали объяснить как им пользоваться. Производитель не сильно озаботился инструкцией, но по нескольким фотографиям на коробке удалось разобраться в принципе работы. Дело осложнялось тем, что деревянные детали станочка, судя по всему, были выгрызены китайскими бобрами из цельного куска дерева и состояли из заноз и заусенцев на 146%.
В течение следующих дней дети соткали на станочке кусочек полотна 2*5 см и окончательно забросили игрушку.
Я же озадачился, одной из деталей станочка, изменяющей расположение нитей было деревянное бревнышко с прорезями, толщиной с палец. В то, что на настоящих станках использовалось отмасштабированное до соответствующих размеров бревно, верилось с трудом. Меня всегда привлекали различные способы занять руки и голову, а в данном случае наложилось еще и большое количество свободного времени в отпуске. Полез в интернет и нашел презабавную, как мне показалось, штуку — бёрдышко.
В своем городе я такого не нашел, да и купить готовое, значит лишить себя половины удовольствия. Ничего экстраординарного в конструкции нет, значит, справимся сами. Бёрдышко состоит из нечетного количества одинаковых тонких пластинок с отверстиями. Выбирая количество пластинок нужно соблюсти баланс. Если их будет слишком мало, вы не сможете соткать широкую тесьму, а если слишком много, работать будет не удобно. Я остановился на 51 планке (да, я жадный). В качестве материала для изготовления были выбраны обычные деревянные линейки. Они сделаны из сухой и прямослойной древесины, и к тому же одинаковой толщины.
Результатом стало бёрдышко длиной 47 см и высотой 18 см.
Вспомогательные инструменты (Челнок, бральница, прибивной нож) были сделаны из пластмассовых линеек, потому что было не совсем понятно какими они должны быть.
Процесс ткачества понравился своей медитативностью. Перво-наперво, соткал младшей дочке очелье.
В процессе дальнейшего использования, обрезки линеек были заменены на инструменты из дерева. Они и глазу приятнее, и в руках удобнее.
Но все-таки выявились и отрицательные стороны ткачества на бёрдо. Натяжение нитей основы создается за счет того, что они привязаны к поясу и вы сами создаете усилие натяжения. Каждый раз, когда вам необходимо прерваться, пояс снимается, нити ослабевают и стремятся перепутаться. Везти работу, например, на дачу — верный способ потратить часок на распутывание основы. Для того, чтобы начать работу, основу нужно надежно закрепить к какой-либо опоре (столб, крюк в стене). Все эти мелкие, но досадные обстоятельства приводили к тому, что бёрдышко начало зарастать пылью. Были мысли собрать ткацкий станок, но останавливали его габариты. Лентоткацкие станки с колышками не нравились чисто внешне.
И тут на ютубе я увидел станочек конструкции Ольги Рудаенко. В нем соединилось всё, что мне хотелось бы — постоянное натяжение основы, нити основы и готовое изделие компактно смотаны, заправка нитей максимально проста.
Внимательно изучив все фото и видео об этом станке, засел за Corel. Большинство деталей станочка были вырезаны лазером из фанеры. Валы для намотки из черенка для лопаты, направляющие — ручки для молотка. Все ошлифовано и покрыто лаком. Зубчатые колеса и стопорные планки распечатаны на 3D-принтере.
Основы ткачества на станке
Техника ткачества на станке, о которой вам расскажет этот материал, зародилась еще в 19 веке. Ей плелись ковры, картины, салфетки и даже одежда. Я расскажу вам, как сделать ткацкий станок своими руками и соткать небольшой декоративный коврик и без использования специальных инструментов. Овладев базовыми навыками этой древней и интересной техники вы, без сомнения, сможете создавать и более сложные вещи.
Материалы и инструменты:
- плотный картон
- пряжа
- ножницы
- крючок
- карандаш
Для создания ткацкого станка своими руками можно использовать кусочек ДСП, фанеры и любых других плотных материалов. Мы же воспользуемся обычным плотным картоном.
Совет: если вы решили воспользоваться, например, фанерой, то отверстия можно сделать с помощью шила. В таком случае должны получиться не надрезы, как на картоне, а дырочки по краям.
Делаем ткацкий станок своими руками
Так как коврик у нас декоративный, я использовала небольшой кусок картона размером 12×15 см.
В первую очередь необходимо нанести на картон разметку, по которой мы будем делать надрезы.
Размечаем наш будущий станок следующим образом: по двум сторонам картона ставим карандашом засечки через каждый сантиметр на глубину 0,5-1 см.
Для того чтобы разметка, а в последующем и коврик, получились ровными, проводим параллельные линии по отметкам, которые мы проставили через каждый сантиметр. Линии должны идти параллельно неразмеченной стороне.
Далее делаем надрезы по нашей разметке на нужную нам глубину по обеим сторонам картонки.
Берем нашу пряжу и делаем основу. Вместо пряжи, которую вы будете использовать для коврика, можно использовать декоративные ленточки, обыкновенные нитки и другие материалы.
Вставляем пряжу в надрез на картонке, как показано на фото. Оставляем небольшой кончик пряжи (двух сантиметров вполне достаточно) с изнаночной стороны картона.
Продеваем пряжу через надрезы по принципу «змейка». С одной стороны картона мы обвязываем вырезы.
Изнаночная сторона
С обратной же стороны создаем линии. Эта сторона будет лицевой станочной, на которой и будет располагаться наш коврик.
Лицевая сторона
Наш станок готов. Теперь переходим непосредственно к плетению коврика.
Начинать можно с любой стороны: справа или слева. Продеваем нить пряжи под первую нить станка и закрепляем ее в разрезе картона. Остальную часть нити продеваем через нити станка при помощи крючка «змейкой». Должно получиться так: одна нить станка сверху, другая снизу, одна сверху, другая снизу и так до конца ряда. В конце ряда загибаем основную нить так, чтобы нить станка была ею обернута.
Следующий ряд должен быть проплетен по-другому: одна нить станка снизу, другая сверху, одна снизу, другая сверху и т.д. Далее плетем коврик по той же схеме.
Для изготовления этого коврика я воспользовалась сплошной цветной акриловой нитью. Если же вы решили использовать разные цветные пряжи, то плести можно следующим образом.
Сначала по приведенной ранее схеме проплетаете несколько рядов одним цветом. Затем оставляете конец первой нити и вплетаете следующий цвет.
Те нити, которыми вы в данный момент не пользуетесь, можно для удобства закрепить с первыми нитями станка, вставив их в разрезы картона. Они должны стать частью станка. Таким образом, они не будут видны на готовом изделии и не будут мешаться при плетении коврика.
Ряды один за другим следует прижимать друг к другу, чтобы изделие было плотным и не разваливалось. Это можно делать при помощи крючка.
Наше изделие практически готово. Осталось только снять его с картона. Для этого делаем загибы на разрезанных краях картона и аккуратно снимаем петли.
Если вы использовали в качестве станка более плотный материал (фанера, ДСП), то прежде чем снимать петли, их нужно разрезать с изнаночной стороны.
Снятые петли также аккуратно разрезаем в самой верхней их точке и завязываем узелки.
Теперь наш декоративный тканый коврик готов. Использовать такое изделие можно как угодно: как подставку под кружку, подложку для подарка или же просто в виде элемента декора. Как подскажет вам ваше воображение. Удачи!
Виды станков
Данные приспособления классифицируют по разных показателям.
- По конструкции различают: плоский и круглый ткацкий станок. Последний используется для производства только особого вида тканей.
- По ширине изготавливаемого полотна выделяются узкие (до 1 м) и широкие (свыше 1 м) станки.
- По типу переплетения нитей выделяются ткацкие приспособления, изготавливающие простые полотна (эксцентриковые), с мелким узором (кареточные) и крупноузорчатые (жаккардовые) для производства наиболее сложного рисунка.
- Касаемо принципа работы выделяются: ручные, полумеханические, механические и полностью автоматические станки.
Особо стоит выделить, так называемые, ткацкие станки-рамки. Обычно они полностью лишены каких либо механизмов, плести что-либо на них приходится вручную.
Как выбрать ткацкий станок?
На какие критерии стоит обратить внимание при покупке:
- Настольный ткацкий станок или напольный. Первый вариант имеет меньший вес и размеры по сравнению со вторым. Благодаря своей компактности он занимает меньше места, его удобнее транспортировать. Работать проще с напольным типом устройства. Используя такой станок для ткачества, можно применять разные аксессуары для этого занятия.
- Если планируете создавать ковры, гобелены, лучше остановиться на вертикальной модели устройства. Для изготовления обычных материалов подойдет ткацкий горизонтальный станок.
- Для удобства работы следует выбирать автоматическое приспособление, потому что в механическом варианте придется вручную периодически заряжать шпульку в челнок.
- Плотность берда. Она измеряется количеством нитей на 10 см основы ткани. Чем их больше, тем тоньше волокно можно использовать для ткачества. Например, бердо плотностью 20/10 применяется для обработки толстых шерстяных нитей, а 40/10 – для тонких волокон. Универсальной считается плотность 30/10 – с его использованием можно ткать материалы из нитей средней толщины и толстые нити.
- Ширина станка. Она подбирается в зависимости от ширины производимых полотен. Оптимальный показатель – 50-70 см, но если устройство приобретается для ребенка, ему удобнее будет работать с приспособлением шириной 20-40 см.
Самодельный ткацкий станок
Конструкция самодельного ткацкого станка приведена на рис. 1.
Рис. 1. Конструкция самодельного ткацкого станка: 1 — «левая» рейка рамы; 2 — уток; 3 — челнок; 4 — вертикальная рамка; 5 — «правая» рейка рамы; 6 — резиновый жгут; 7 — передвижная рейка; 8 — нити основы. |
Расположенная горизонтально большая рама просто сбита из подходящих плоских реек. Причем продольные рейки прибиты торцами к поперечным рейкам. Внутренние размеры этой рамы 26×130 см, так что упомянутые выше шарф и дорожка на пол в ней уместятся. Внутрь этой рамы вертикально вставлена рамка поменьше, которую можно легко поднимать и опускать относительно большой рамы. Эта передвижная рамка предназначена для поднятия вверх и опускания вниз нечетных нитей основы. Напомним, что основа — это расположенные параллельно друг другу нити, идущие вдоль ткани.
Рис. 2. Конструкция вертикальной рамки ткацкого станка: H — нечетные нити основы; Р — четные нити основы. |
Устройство передвижной рамки ткацкого станка понятно из рис. 2. Как и большую раму, эту рамку сбивают или склеивают из прочных реек. В верхнюю планку вбивают мелкие гвоздики, на каждый из которых нацепляют вдвое сложенную гладкую нить (или тонкий шнурок). Свешивающиеся концы каждой нити перевязывают два раза (см. рис. 2), чтобы сделать петельку («окошечко»). Нижние концы этих нитей (или шнурков) либо обвязывают вокруг нижней рейки, либо прикрепляют к гвоздикам, вбитым в нее (последний способ крепления нитей на нижней рейке и приведен на рис. 2).
А теперь вернемся к нашей горизонтальной раме. В ее переднюю (левую на рис. 1,а) рейку забиваем гвоздики, которые необходимы для закрепления нитей основы. Пряжу (нити) разрезаем на куски так, чтобы длина одной нити была равна двойному расстоянию между поперечными рейками рамы (плюс небольшой припуск для крепления нити). Каждую такую пару нитей навешиваем на «свой» гвоздик «левой» рейки. Далее вставляем в горизонтальную раму вертикальную рамку и приступаем к прокладыванию нитей основы
Обратим ваше внимание, что все четные нити (2-я, 4-я, 6-я и так далее) протягиваем непосредственно от «левой» рейки рамы между нитями вертикальной рамки, а концы этих четных нитей закрепляем с помощью гвоздиков на «правой» рейке горизонтальной рамы. Постарайтесь правильно проложить четные нити основы, так как от этого будет зависеть качество изготовляемого полотна
На рис. 2 положение четных нитей основы в вертикальной рамке обозначены буквой р. Все нечетные нити (1-я, 3-я, 5-я и так далее), идущие от «левой» рейки рамы, направляют через петельки («окошечки»), образованные в нитях вертикальной рамки, концы же нечетных нитей основы фиксируют не на правой рейке рамы, как концы четных нитей, а крепят к специальной передвижной рейке (см. рис. 2). Добавим еще, что передвижная рейка прикреплена к концам «правой» рамы упругим резиновым жгутом.
Рис. 3. Челнок. |
Поперечную нить «уток» наматывают на челнок, который (рис. 3) обычно выпиливают лобзиком из тонкой фанеры или дощечки. Размеры челнока произвольные, зависят они только от толщины нити.
Натянув нити основы, приступаем к работе над изделием. Перемещая вверх вертикальную рамку, поднимаем все нечетные нити основы, после чего протягиваем с помощью челнока нить «утка» между четными и нечетными нитями основы (см. рис. 1). Затем опускаем вертикальную рамку, вследствие чего нечетные нити оказываются ниже четных, и снова протягиваем между ними челнок с нитью «утка». Чтобы нить «утка» ложилась в полотне ровно и прочно, «прибиваем» ряды «утка» друг к другу обычным гребнем. Понятно, что работать на таком станке можно, установив его между столами, что даст возможность свободно передвигать вверх и вниз вертикальную рамку. А лучше установить горизонтальную раму на прочные ножки. Тогда наш ткацкий станок можно поставить прямо на стол (рис. 4). Мы не касаемся здесь художественной стороны процесса ткачества. Скажем лишь, что чередуя нити различных цветов, удается получить изделие с рисунком «в клетку» или «в полоску».
Рис. 4. Ткацкий станок на ножках. |
И еще. В конце работы, прежде чем обрезать концы нитей (или снять их с гвоздиков), необходимо обметать края (торцевые стороны) шарфа или дорожки нитью соответствующего цвета.
А. Шамраев, «Маленький самодельный ткацкий станок».
Поделитесь этой страницей в соц. сетях: |
Жаккардовая ткань
Станки Жозефа и получаемую ткань назвали жаккардовыми в честь создателя. Жаккард имел необычайно широкое применение как в прошлые времена, так и сейчас. Из этой ткани делают верхнюю одежду, необычайно красивые платья, а также чехлы и обивку для мебели.
Раппорты узоров жаккардовой ткани содержат минимум 24 нити, выплетающих необычайно сложные и красивые узоры. Материалы при создании можно комбинировать, что дает возможность создавать очень интересные эффекты на готовых изделиях. Оформление домашних интерьеров в стиле рококо и барокко практически невозможно без шикарных занавесей, обивок и подушек из жаккарда.
Сложность изготовления рапортов делала работу мастеров и готовую ткань невероятно дорогой, позволить себе такую роскошь могли только аристократы и богачи. Платья и наряды из жакарда до сих пор поражают красотой своего узора, для королей и приближенных аристократов при изготовлении использовались золотые и серебряные нити в плетении.
Плотное переплетение и замысловатые узоры создают неповторимый рельеф и эффект гобелена. Чем толще нити, тем плотнее и прочнее сама ткань. Тонкий и мягкий жаккард используют для нарядов, грубый и плотный – для обивки мебели и чехлов или даже при создании ковров.
П.З.: Как создаются ткани?Что такой Ткацкий станок?История,немного интересных фактов:)
Пора поговорить о том, как же создаются ткани, без которых нам не обойтись! Ткань — это всё,что нас окружает. Ведь многие предметы сделаны именно из неё: оджеда, шторы, мебельная обивка,стены (текстильная обивка) и многое другое. Не существует места, в котором не было бы хоть малейшего признака этого материала. В прошлых двух статьях мы поговорили том, из чего ткань состоит и какие волокна могут быть. А сегодня предлагаю выяснить — как же создаётся ткань?!
Если рассмотреть поверхность ткани с лицевой стороны в лупу, то видно, как отдельные нити, идущие вдоль куска — основы — переплетаются с нитями поперечного направления — утком. Нити основы идут параллельно друг другу вдоль всего куска ткани. Поэтому, прежде чем основная пряжа поступит на ткацкий станок, необходимо уложить рядами ее длинные нити. Для этого их наматывают параллельно на общий валик — навой. При этом нити основы должны быть сильно натянуты, чтобы в процессе ткачества они плотно переплетались с уточными нитями. В то же время они должны свободно раздвигаться всякий раз, когда челнок с уточной нитью пролетает между ними. А чтобы они не обрывались при ткачестве, их пропитывают специальным клеящим составом — шлихтой. Все операции, выполняемые с основными нитями до того, как они поступят на ткацкий станок, производятся на мотальных, сновальных и шлихтовальных машинах.
Что такое ткацкий станок?
Ткацкий станок — основная машина ткацкого производства, оборудование или устройство для изготовления всевозможных видов ворсовых, гладких, плетёных полотен, ковров и прочей продукции текстильной промышленности!
Как давно они появились?
Ткацкий станок служит человечеству с древних времён. В некоторых сельских домах и поныне можно встретить ручные, требующие кропотливого труда, усердия и терпения ткацкие (и ковроткацкие) станки. Даже в масштабах производства, для изготовления высокохудожественных, орнаментальных и сюжетных ковров (гобеленов) ручного производства используют всё те же, известные с незапамятных времён, вертикальные (представляющие собой простую раму с натянутыми нитями основы) и горизонтальные ручные станки. В остальном, в наши дни, ткацкий станок, это сложное, высокотехнологичное и высокопроизводительное электронное оборудование.
Сколько существует видов ткацких станков?
Типы станков разделяются на несколько в зависимости от принципа прокладки утка. (Уток — поперечная (горизонтальная) система направления параллельных друг другу нитей в ткани, располагающихся под прямым углом к системе основы и проходящих от одной кромки ткани до другой. Вместе с системой основы образует ткацкое переплетение.)
Производство современных ткацких станков:
Автором концепции и мировым лидером в производстве станков с микропрокладчиками являлась и остаётся по сей день фирма Sulzer (Швейцария), в 1958 году предложившая на мировом рынке и выпускающая по сей день станки типа «projectil».
В России основным производителем ткацких станков является предприятие ОАО «текстильмаш» (Чебоксары), которое выпускает (и выпускало в СССР) станки с микропрокладчиками под маркой СТБ (Станок Ткацкий Бесчелночный). Данные станки производились и в Новосибирске до 2007 года. Станки СТБ были и остаются широко распространёнными в России, странах бывшего СССР и государствах, бывших членах социалистического содружества (СЭВ). В страны капиталистической системы не поставлялись из-за патентных конфликтов. К настоящему времени в работе остаётся значительное число машин с микропрокладчиком (в основном на старых предприятиях), однако в последнее время они всё больше вытесняются машинами более прогрессивной конструкции с рапирной, гидравлической и пневматической прокладкой утка!
Ткань, которую снимают со станков, называется суровой или суровьем. Прежде чем поступить в продажу, она проходит операции отделки. Ткани различного назначения отделывают по-разному. Об этом мы поговорим с вами в следующей статье!
Общие сведения о ткацких станках
Несмотря на консервативный подход к текстильному производству, участники данного сегмента используют множество вариаций данной машины. При этом все модели служат одной цели – формированию ткани. В результате взаимного переплетения нескольких нитей с определенной конфигурацией расположения относительно друг друга создается текстильное изделие с заданной структурой. В целом концепция несложная, поэтому ее истоки уходят в историю довольно глубоко. Например, первые находки, свидетельствующие об изготовлении тканей путем переплетения, насчитывают порядка 6 тыс. лет. Если же говорить о машинах, приближенных к современным техническим средствам, то первые ткацкие станки появились в 1785 году. Именно в это время был запатентован механический агрегат такого типа. В то же время нельзя сказать, что устройство было чем-то невиданным и революционным. К этому моменту ручные механизмы были весьма распространены в Европе почти сто лет.
Изготовление простого устройства для ткачества
А также в домашних условиях можно смастерить несложное мини-устройство, которое послужит игровым приспособлением для детей, а также обучать их ткачеству. Детский ткацкий станок будет полезен для обучения детей древнему искусству ткачества. При помощи такого простого ткацкого станка можно сделать компактный коврик, который пригодится в домашней обстановке.
Причем это устройство не потребует специальных приспособлений. Вам потребуется лишь плотный картон, ножницы, крючок, карандаш, вилка и пряжа. Вместо картона возможно употребление старой фанеры, ДСП или иного жесткого основания.
Работает ткацкий станок на основе вдевания нитей в разрезы и последующее плетение. Пряжа проделывается в разрез, а ее окончание располагается на изнаночной стороне. Продевание пряжи нужно выполнять в виде змейки. В итоге выходит обвязывание полученных вырезов. На другой стороне тоже делаются полосы из нитей. Одна сторона будет лицевой, а другая – изнаночной. На лицевой получается сделанное полотно.
Натягивать нитки приходится плавно, чтобы не выгнуть картон. Можно использовать для удобства большую иглу. Число нитей должно соответствовать тому, чтобы край был кромочным и осуществлялся переход из ряда в другой ряд. Осуществить движение нитей вплотную друг к другу можно с помощью вилки. Так, такой ткацкий станок для детей поможет вам научить ребенка прядильному мастерству, не прикладывая много усилий.
Можно рассказать детям, как пряли первые ткацкие станки, и как работает самодельное устройство. Ведь увлекаться ткачеством – это очень интересное занятие.
Трудно найти рукодельницу, которая не хотела бы хоть разочек попробовать себя в ткацком ремесле, однако купить ткацкий станок, увы, не всем по карману. Выход есть!
Изготовление станка в домашних условиях многим представляется слишком трудоемким и долгим процессом. Спешим развеять ваши сомнения и предложить простой и доступный способ изготовления ткацкого станка своими руками.
Вам понадобится:
- шпагат или хлопчато-бумажная нить
- деревянная картинная рама без задника (от ее размера будет зависеть ширина изделия)
- деревянная рейка (лучше всего подойдет длинный деревянный нагель, который можно приобрести в строительных магазинах, длина его должна быть не меньше ширины рамы)
- ножницы
Шаг 1
Тканое полотно, как известно, состоит из нитей основы (идут вдоль) и утка (поперек). В качестве нитей основы мы и будем использовать шпагат. Даже если вы используете какие-то другие нитки, главное помнить, что нить основы должна быть прочной, не слишком толстой и не слишком тонкой.
Конец нити привяжите на двойной узел к левому нижнему углу рамы, затем проведите клубок сквозь раму, перебросьте нить через верхнюю перекладину, спуститесь к нижней.
Шаг 2
Ваши движения должны напоминать «восьмерку»: каждый раз, обогнув верхнюю или нижнюю перекладину, клубок должен проходить сквозь раму. Продолжайте натягивать нить, следя за тем, чтобы она была равномерно и умеренно тугой, без провисаний.
Шаг 3
Ширина вашего конечного изделия зависит как от количества получившихся «петель», так и от размера рамы. В среднем следует сделать не менее 10 и не более 25 «петель», расстояние между ними при этом должно быть 1 см. Имейте ввиду, что чем больше расстояние между нитями, тем проще работать, поэтому новичкам лучше начать с минимального количества «петель» и максимального расстояния между ними.
Закончив, закрепите свободный конец на двойной узел.
Шаг 4
Взгляните на свой ткацкий станок сбоку — в середине нити должны перекрещиваться (если же нет, значит, при натягивании вы не соблюдали «восьмерку»).
С помощью длинной деревянной рейки мы разделим нити на две части — просуньте ее между нитей, точно под тем местом, где они перекрещиваются, а затем подтяните рейку к верхней перекладине рамки.
Шаг 5
Так должен выглядеть законченный станок
Обратите внимание — теперь нити основы перекрещиваются над деревянной рейкой. Они равномерно разделены на верхний и нижний слои, что существенно облегчит процесс ткачества в дальнейшем
Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Круглый станок для половиков
Многим людям нравятся не прямоугольные, а круглые коврики для пола. Чтобы выткать их, нужно использовать станок круглой формы.
Сделать его можно, например, из обычного пластикового обруча. Следите только, чтобы он не был изогнутым, так как это повлияет на качество готового изделия.
Сначала делается разметка краев по всему кругу. Далее можно высверлить дырки на месте меток или вбить гвозди. Некоторые просто привязывают нити к самому ободу. Однако при такой методике готовый коврик получиться не очень качественным, так как плохо закрепленные нити могут провисать или съезжать.
Если вы не поленились и сделали нормальные крепежи для основы, можно начинать работу. Для этого радиально протягиваются основные нити. Станок начинает напоминать собою велосипедное колесо. Теперь можно начинать ткать половик из самой средины.
Как правило, на этом станке работают руками. В отзывах советуют использовать миниатюрный челнок или крупную иголку только в случае, когда изготавливается очень тонкая ткань.
Читать также: Многофункциональный инструмент что это такое
Ткацкий станок для половиков
Помимо одежды, постельного белья и полотенец, наши бабушки ткали на своих станках ковры и покрывала. Для создания таких изделий использовались все те же классические приспособления. Однако, они довольно громоздкие. Кроме того, только чтобы заправить станок для начала работы над коврами, нужно много времени и усилий.
Поэтому огромной популярностью пользуется более простой ткацкий прибор, рамочного типа.
Как правило, на таком станке создают хорошо известные всем нам половики из обрезков старой одежды. Можно использовать и специальные толстые шерстяные нити.
Как сделать такой ткацкий станок своими руками? Довольно просто. Он являет собой усовершенствованную версию классического рамочного. Однако он будет больше и длиннее. В качестве крепежа для базовых нитей придется использовать большие гвозди или шурупы с толстыми ножками и широкими шляпками.
Обратите внимание на особую деталь. По четырем краям станка нужно разместить 4 металлические петли
Они нужны, чтобы фиксировать 2 прута. При работе над половиком их нужно будет вставить в его края, дабы ширина готового изделия была равномерной.
Виды станков
Данные приспособления классифицируют по разных показателям.
- По конструкции различают: плоский и круглый ткацкий станок. Последний используется для производства только особого вида тканей.
- По ширине изготавливаемого полотна выделяются узкие (до 1 м) и широкие (свыше 1 м) станки.
- По типу переплетения нитей выделяются ткацкие приспособления, изготавливающие простые полотна (эксцентриковые), с мелким узором (кареточные) и крупноузорчатые (жаккардовые) для производства наиболее сложного рисунка.
- Касаемо принципа работы выделяются: ручные, полумеханические, механические и полностью автоматические станки.
Особо стоит выделить, так называемые, ткацкие станки-рамки. Обычно они полностью лишены каких либо механизмов, плести что-либо на них приходится вручную.
История славянского тканого ковра
У славян создание напольных ковров, дорожек, покрывал относится к «низовым» техникам. Сначала таким ремеслом занимались только на потребу простых людей. Вещи эти не предполагали серьезного уровня мастерства, как того требовали плетение кружев, ткачество тонких тканей. И инструменты для их создания применялись самые простые.
- Ткали в большинстве случаев обычные дорожки из ненужных матерчатых вещей, которые отработали свой срок. В виде основания брали крепкие плотные нити, а вот поперечными были полоски тканей. Домотканые дорожки у нас были популярными именно в девятнадцатом веке.
- Иногда брали для создания ковриков отходы льна, солому. Такие вещи раскладывали обычно у самого входа в избы. Для создания и тех и других в большинстве случаев применяли ткацкий старый станок, сделанный из дерева.
- Схема работы довольно легка. Между натянутыми нитками основания методом переплетения протягиваются поперечные нитки. Периодически их нужно будет уплотнять некоторыми бердами, которые похожи расчёски. Ими поперечные ряды сбивались в большое полотно.