Урок «работа с фольгой. выдавливание на фольге по трафарету (чеканка)»

Мастер-класс «Подснежник» (в технике чеканка)

Ольга Жлуднева

Мастер-класс «Подснежник» (в технике чеканка)

Мастер-класс “Подснежник” (в технике чеканка)

Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Вот и наступила долгожданная весна. И хотя за окном еще мороз, но солнышко пригревает с каждым днем сильнее, и на душе становится радостнее. А что же может еще больше улучшить настроение? Конечно цветы. И сегодня я предлагаю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению подснежника в технике “Чеканка“. На моем примере вы сможете сделать не только подснежники, но и любые другие цветы.

Для работы нам понадобится эскиз цветка, картон, фольга, салфетки и ручка с использованным стержнем.

1 этап – берем картон, салфетки, фольгу – делаем заготовку (на фольгу накладываем салфетку, сложенную в несколько раз, картон; загибаем края фольги).

2 этап – переворачиваем заготовку блестящей стороной вверх.

3 этап – накладываем эскиз на фольгу и обводим рисунок.

4 этап – начинаем чеканить (отбивать стержнем дырочки)

вокруг контура цветка. Сильно бить ручкой нельзя, иначе будут оставаться большие дырочки.

Наш подснежник готов!

Вот так просто, быстро, легко, а главное доступно для детей, мы изготовили прекрасный цветок. Такие подснежники можно подарить мамам (и необязательно на праздник)

или украсить ими группу, музыкальный зал, галерею детского сада. «Пингвин». Мастер-класс в технике «пластилинография» Представляю Вам мастер-класс по изготовлению пингвина. Развиваем мелкую моторику детей, творчество занимаясь с ними пластилинографией. «Подснежник в подарок маме». Мастер-класс для родителей Дорогие родители! В марте первого числа начинается весна. Мамин день – восьмое марта отмечает вся страна! Традиционный подарок для женщин. «Звёздочка в технике «оригами». Мастер-класс Всем известно, что звезда – это один из традиционных символов Рождества. Сегодня я хочу поделиться с вами одним из простых способов её. Мастер-класс «Картина в технике «торцевание» Торцевание – один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации, и к виду квиллинга (бумаговерчения). Мастер-класс «Подснежник для мамы» Мастер класс «Подснежник для мамы» Мастер- класс для детей старшей группы. 8 Марта прекрасный женский, весенний день, в этот день хочется. Мастер-класс «Снеговик в технике оригами» Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс по изготовлению снеговика в технике «Оригами». Раскраснелась детвора – Накатала. Открытка в технике витража. Мастер-класс Доброго всем времени суток! Среди необъятного колличества публикаций на сайте можно обязательно найти то, что зацепит тебя. Так вот просматривая. Подснежник в технике оригами. Мастер-класс Н. Маслей Прорастает сквозь снежок, К солнечным лучам, цветок, Маленький и нежный, Беленький подснежник. 1. Берем два квадрата,размером. Шкатулка в технике «канзаши». Мастер-класс В очередной раз хочу поделиться своим рукоделием. Подарочная шкатулка в технике “канзаши”. В интернете много видела замечательных поделок. Подарки для пап в технике аппликации. Мастер-класс Мы с ребятами решили изготовить подарки для пап на праздник День Защитника Отечества. Я спросила у детей какой вид военной техники им нравится,.

Чеканка по металлу своими руками для детей – Справочник металлиста

Чеканка по металлу — это технологический процесс, применяемый для изготовления рельефных изображений, надписей, различной сувенирной продукции. Является одним из видов изобразительного декоративно-прикладного искусства. Каждое изделие ручной работы эксклюзивно.

Ремесло или искусство

Художественная обработка металла методом чеканки известна с древних времен. Мастера Средневековья в совершенстве владели искусством «выколачивания» изображений на тонком листе мягкого металла, а свое умение создавать рисунки с помощью молотка и специального ударника, который называется «чекан», передавали из поколения в поколение.

В настоящее время рельефные художественные изображения, как и раньше, изготавливаются вручную, поэтому каждая работа уникальна и неповторима. Материал используется разный, но он должен обязательно быть пластичным и поддаваться растяжке. Лучше всего для чеканки подходят листовые металлы: латунь, алюминий и медь.

Технические условия

Чеканка по металлуделается на так называемой подложке, которая укладывается под заготовку. Подложка должна быть податливой и не амортизировать под ударами молотка. Мастера обычно используют поперечный срез дерева твердых пород — это может быть березовая чурка, дубовый комель или липовый кряж.

Для чеканки на особо тонких металлических листах употребляется войлок, толстая резиновая пластина или мешок из плотного брезента, набитый речным песком. Последний метод применяется, если площадь исходного материала больше квадратного полуметра.

Для более мелких изделий профессиональные чеканщики предпочитают свинцовую плиту, которая позволяет добиться наиболее тонких штрихов и линий на изображении.

Виды

Чеканка (фотопредставлены в статье) бывает в двух вариантах: объемная, с достаточно высоким рельефом, и плоская, у которой рельефные показатели незначительные. У каждого вида есть свои преимущества.

Рельефное изображение более эффектно с точки зрения сюжетной эстетики, поскольку происходит сближение с форматом 3D, а это считается положительным фактором.

Но зато плоская чеканка по металлуможет быть выполнена в ажурном варианте, что является бесспорным признаком художественного стиля.

Просечка

Кружевной орнамент в металле требует высокого мастерства и делается методом сквозной пробивки. Просекается заготовка в два этапа. Сначала остро заточенными чеканами намечаются контуры и линии, по которым пойдет пробивка рисунка, затем следует непосредственно просечка материала насквозь.

После того как будут сделаны зачистка изделия и снятие заусенцев, проводится обжиг с целью выравнивания материала

Эта технологическая операция требует особой осторожности, поскольку тонкие ажурные перегородки могут расплавиться

Подвидом плоскостной чеканки является контурный метод, который напоминает гравировку с невысоким рельефом. Контурная чеканка может быть выпуклой или вогнутой, в зависимости от сюжета рисунка. Как правило такие предметы используются для украшения интерьеров, но они также интересны как самостоятельные декоративные.

Рельефная чеканка

Объемные изделия являются более сложными с точки зрения технологии и, кроме того, несут в себе постоянную угрозу деформации. Тем не менее рельефная чеканка по металлу считается самой эстетичной и художественной.

При раскопках в южных европейских регионах археологи не раз находили тончайшие изделия из золота и серебра, выполненные методом рельефной чеканки.

И хотя древние мастера владели технологиями отливки, они предпочитали более изящные способы создания украшений.

Чеканка по металлу своими руками

Для начала можно попробовать выполнить чеканку на кухонной посуде. Это может быть жестяная банка из-под кофе или чая. Как сделать чеканку в домашних условиях? Начать лучше с вогнутой разновидности, то есть рисунок будет направлен внутрь. Для этого необходимо прочно закрепить материал, в данном случае кофейную металлическую банку, и карандашом наметить рисунок. Тема может быть любой.

Затем нужно изготовить инструмент для чеканки. В домашних условиях для работы подойдет обычный строительный гвоздь длиной 100-150 миллиметров, у которого следует сточить острый конец. Когда кончик гвоздя примет округлую форму, его уже можно будет назвать канфарником — это основной инструмент чеканщика.

Остается найти молоток весом двести граммов, и можно приступать к работе. Легкими ударами нужно нанести контуры рисунка, а затем выбивать точки. Чеканка по металлу своими руками в домашних условиях — это творческий процесс, который может стать началом долговременного увлечения.

Аппликации из фольги: имитация «чеканки»

Чеканка относится к древнейшему виду художественной обработки металла. В технике чеканки выполнялись и выполняются украшения, оружие, посуда, оклады икон. За сотни лет существования техника почти не изменилась. Как и прежде, чеканят по меди, алюминию, латуни. Для выполнения работы требуются смола, инструменты (молотки и чеканы), а главное – терпение и старательность. Мастера чеканки считают себя людьми особой касты. Потрясающие картины из «ожившего» металла подтверждают это.

Вместе с детьми осторожно прикоснуться к необычному искусству можно и без чекана и молотка. Основным материалом для имитации чеканки будет обыкновенная фольга

Но, возможно, после имитации кто-то всерьез и по-настоящему увлечется этим ремеслом.

С помощью клеевого пистолета

Что нам понадобится:

• клеевой пистолет • пищевая фольга в рулоне • картон • клей ПВА • мягкая салфетка (тряпка) из хлопка • широкие строительные кисточки • шаблон для рисунка • клеевой пистолетсребристая и бронзовая акриловая краска

Берем шаблон – то есть контурный рисунок. В качестве шаблонов подойдут раскраски или любые другие крупные рисунки, которые нравятся ребенку. Перед началом работы его необходимо перенести на картон или наклеить на более плотную основу.

Нагреваем пистолет и наносим клей по контуру. Постарайтесь, чтобы толщина клеевой линии была везде одинаковой, не слишком выпуклой, но и не очень плоской. В первом случае клей прорвет фольгу, во втором контур «чеканки» получится недостаточно выразительным.

Внимание! Расплавленный клей и кончик пистолета могут обжечь!

Подготовьте лист фольги. Он должен быть больше чем картонная основа настолько, что бы его можно было загнуть на изнаночную сторону работы. Фольга может быть ровно или слегка смятой – для выразительности.

Когда термоклей высохнет (а это происходит почти мгновенно), широкими сухими мазками кисти, чтобы картон не покоробился от влаги, наносим клей ПВА и тут же прикладываем его к листу фольги «лицом» вниз. Не мешкая, переворачиваем.

Салфеткой быстро, но аккуратно разглаживаем фольгу по направлению от центра к краям, чтобы «выгнать» воздух и лишний клей. Затем также салфеткой прижимаем фольгу по контуру клеевой полосы.

Даем заготовке высохнуть. Лучше, если она отлежится до утра. После этого еще раз аккуратно поправляем контуры рисунка.

Широкими мазками наносим на изображение серебристую краску. Для имитации чеканки разводить краски водой не нужно – чему гуще серебрянка, тем качественнее будет покрытие.

Точно также наносим бронзовую краску и сразу же вытираем ее салфеткой: на выступах бронза сойдет, а во впадинах останется. Мы получим красивую фактурную работу.

Изнаночную сторону работы можно задекорировать чистым листом бумаги.

Объемная аппликация из картона

Что нам понадобится:

• 2 листа картона • клей ПВА • широкая кисть • ножницы • шаблон (лучше с геометрическими линиями) • фольга • салфетка • бронзовая и серебристая краска

Для работы можно взять, например, фотографию православного храма. Имейте в виду, что работать с прямыми линиями проще, чем с кругами и овалами.

Понадобятся две распечатки – одна для работы, другая – чтобы можно было посмотреть, как должна выглядеть картинка целиком.

Рисунок вырезаем и наклеиваем на картон. Даем высохнуть.

На базовом листе обводим контур рисунка-шаблона для того, что бы после нам было легче ориентироваться. Картонная основа должна примерно на треть превосходить шаблон – при дальнейшей работе, рисунок станет шире и выше. Если вы не рассчитали, то в процессе придется доклеивать лист.

Начинается самый кропотливый труд – разрезать рисунок на сегменты и приклеить их на картонную основу.

Выполняйте работу строго по порядку. Отрезав деталь, ту же ее приклеивайте. Если все же случится так, что нужно прерваться, а детали не приклеены, пронумеруйте их и соответствующие места на основе.

Между деталями оставляйте пространство по всему периметру приклеиваемой части. Плотно прижимайте края салфеткой – они не должны торчать.

Делите рисунок на части по основным линиям. Какие-то элементы можно оставить «пустыми» (в нашем случае, это арки и окна).

Технология чеканки

Работу выполняют в следующем порядке:

  • на бумаге рисуют изображение в натуральную величину;
  • по размерам эскиза от металлического листа отрезают пластину с припусками, которые нужны для крепления на подложке или при оформлении в рамке;
  • заготовку отжигают с последующим выравниванием;
  • на лицевую сторону наносят слой белой гуаши или краски;
  • через копирку изображение наносят на металл, затем обводят чертилкой;
  • на заготовке, закрепленной на подложке, сначала выбивают внешний контур рисунка и внутренние линии, затем детали рельефа.

На завершающем этапе проводят декоративную отделку:

  • шлифовку, чтобы удалить неровности и шероховатости;
  • полировку, после которой изделие приобретет законченный вид, а у металла повышается стойкость к коррозии;
  • патинирование (состаривание) ― обработку сернистыми и хлорными растворами для имитации старины;
  • окраску латунных и медных изделий металлизированными красками;
  • оксидирование химическими растворами для придания поверхности цвета от зеленых до черных тонов;
  • эмалировку стеклянными сплавами разных цветов применяют для декорирования небольших изделий или отдельных деталей;
  • тауширование ― вбивание тонкой проволоки из другого металла, чтобы выделить контур или детали изображения.

Металлы и сплавы для художественной чеканки

Одним из наиболее распространенных материалов для выполнения художественной чеканки является красная медь, которая обладает исключительной вязкостью и пластичностью, легко восстанавливает свои свойства после отжига и достаточно легка в работе. Красная медь прекрасно принимает практически любые формы и допускает выколотку рельефа, имеющего большую высоту. Кроме того, медь хорошо прокатывается, что позволяет создавать из нее тончайшие ленты (фольгу) и листы толщиной не более 0.05 мм. Латунь, представляющая собой сплав меди с цинком (в некоторых случаях в сплав добавляют небольшое количество марганца, железа, алюминия и др. металлов) также является отличным материалом для художественной чеканки. Большинство латуней обладает красивым золотисто-желтым цветом. Основные преимущества латуни заключаются в следующем: она хорошо паяется и сваривается как твердыми, так и мягкими припоями, легко обрабатывается на станках, чеканится, штампуется и прокатывается, замечательно полируется, причем полированная поверхность долго сохраняет свой первоначальный вид. Латунь хорошо адгезируется с различными гальваническими покрытиями: золотом, серебром, никелем. При этом по показателям пластичности латунь ничем не уступает красной меди, но обладает более высокой твердостью. Латуни, содержащие 3-12% цинка, называют томпаками и, как правило, используют для художественного оформления посуды, недорогих ювелирных изделий и разнообразных значков. Алюминий для художественной чеканки используют в виде алюминиевой фольги, которая длительное время сохраняет высокие показатели пластичности и не требует термической обработки. К тому же алюминиевая фольга дает возможность работать над одним орнаментом длительное время, исправляя и выравнивая погрешности. Алюминий легко и мягко чеканится, допускает глубокую вытяжку, однако к его отжигу требуется подходить с особой бдительностью, так как алюминий обладает довольно низкой температурой плавления. Для изготовления несложных металлических декорированных изделий можно использовать кровельное железо (листовую кровельную сталь), которое позволяет выполнять художественную чеканку без глубокой вытяжки. Такой вид чеканки носит название контурной чеканки с нанесением фактуры и опусканием фона. Хромоникелевая или нержавеющая сталь – материал современный и красивый, однако чеканится он с большим трудом. Нержавеющую сталь чаще всего используют для изготовления крупных декоративных экстерьерных изделий. Главное достоинство хромоникелевой стали заключается в ее высокой стойкости к коррозии. Для художественной чеканки применяют листовую нержавеющую сталь, имеющую толщину 0.5-0.8 мм. Также для чеканных работ используют никелевые сплавы, из которых самыми распространенными являются нейзильбер и мельхиор. Такие сплавы содержат большое количество меди (81% и 65% соответственно) в своем составе, за счет чего они обладают высокой пластичностью, легко принимают разнообразную форму и хорошо полируются. Что касается черных металлов (малоуглеродистая, мягкая сталь, предварительно протравленная и отожженная, носящая название декопир), то и их можно использовать для художественной чеканки. По сравнению с медью декопир является более трудным материалом в чеканке, однако в отделке он смотрится особо эффектно и неординарно. Декопир дает возможность создавать как маленькие декоративные чеканные изделия с различной фактурой, так и крупные объекты с высоким рельефом. 

Чеканка первых русских монет

Появлением собственных денег Русь обязана светлейшему князю Владимиру, который ввел их в регулярное обращение в X веке. Методика чекана имела некоторые характерные отличия и состояла из нескольких поэтапных действий.

  • Заготавливался металлический кругляк (серебро или золото).
  • С обеих сторон пресса размещались штемпели, после чего на нижний из них клалась заготовка.
  • Пресс приводился в движение и сдавливал заготовку, одновременно отпечатывая изображение на обеих ее сторонах.

Технология, как понятно из ее описания, была несовершенной, монеты получались неодинаковые не только по внешнему виду, но и по весу. В то же время, весовая погрешность золотника составляла всего 0,4 г и в масштабе общей массы была совершенно не критичной. Именно от этой монеты и взяло свое начало понятие золотника как меры веса, которая составляет 4,266 г.

С изменением политической ситуации в стране, которая привела к раздробленности государства, начали массово чеканиться монеты из серебра, имеющие местное хождение. Металлические диски вырубали из серебряной проволоки «на глазок», что неминуемо приводило к достаточно существенной разбежке экземпляров. Они отличались не только по весу, но по форме и по нанесенному изображению. Монеты того периода (рубли от слова рубить) не были гладкими, а были неровными, шершавыми. За это качество и за легкий вес в народных массах они прозвались чешуйками.

Основные виды чеканки

Существует несколько видов чеканки — объемная и плоская. Объемная отличается высокой формой рельефа. Плоская же, наоборот, имеет низкий рельеф. Каждый из этих видов обладает рядом достоинств. Бесспорно, объемный рельеф смотрится более эффектно, по сути, это 3D технологии реализованные в металле, например, к объемной можно отнести чеканку труб. С другой стороны, плоская чеканка по металлу носит более ажурный характер и это можно считать признаком высокого художественного стиля.

Объемная чеканка по металлу — это гораздо более сложный технологический процесс. Более того, обработка детали такими методами может привести к деформации основного металла.

Между тем объемная художественная чеканка по металлу относится к изделиям с высокой художественной ценностью.

https://youtube.com/watch?v=gjwJIj5QxAg

Кстати, археологи, до сих пор находят изделия рельефной художественной чеканки по металлу, выполненные из тонких листов золота и серебра. Мастера древности владели методами отливки этих металлов, но предпочитали применять более тонкие способы изготовления украшений.

https://youtube.com/watch?v=niXSWcc4WjI

Оборудование и инструменты

Рабочее место чеканщика кроме верстака оборудуют слесарными тисами, электрическим точилом, шкафом или стеллажом для складывания инструментов, материалов, реактивов и пр. Набор оборудования дополняют:

  • емкостью и электроплиткой для нагрева битума;
  • двумя мешками 0,5х0,5 м из брезента с сухим мелкозернистым песком;
  • ванночками для химических растворов;
  • ящиком с древесными опилками для сушки заготовок;
  • паяльной лампой для проведения отжига;
  • резиновыми перчатками для проведения химической обработки;
  • брезентовыми рукавицами для работы с горячими заготовками;
  • металлической плитой для правки.

Основные инструменты для чеканки по металлу

Основные инструменты для чеканки называют чеканами. Их делают из высокоуглеродистой стали в виде квадратных или круглых стержней длиной 12 — 18 см разного сечения. Нижнюю часть называют боем. Средний участок утолщают, чтобы было удобней удерживать в руке. В зависимости от формы боя чеканам даны названия:

  • трубочками создают округлые углубления;
  • обводными проводят линии в виде ряда точек;
  • канфарниками наносят контуры изображения;
  • лощатниками с шероховатым или гладким боем выравнивают фон;
  • пурошниками выполняют выколотку с задней стороны;
  • сечками с полукруглым или прямым боем набивают фон;
  • фигурными наносят отпечатки нестандартной формы.

Чеканы из твердой древесины выполняют те же функции что и металлические, но по размерам больше. Для работы с ними потребуется деревянный молоток (киянка). Такие чеканы используют для создания крупных рисунков с глубоким рельефом. Металлическими молотками выбивают крупные изображения и наносят удары по чекану. Поэтому одну сторону делают сферической, а другую плоской.

Разметку и механическую обработку выполняют:

  • чертилкой, металлической линейкой, циркулем, угольником;
  • ножницами и ножовкой по металлу;
  • лобзиком при нанесении ажурной чеканки;
  • пробойниками из инструментальной стали;
  • напильниками с мелкой и крупной насечкой.

Ремесло или искусство

Художественная обработка металла методом чеканки известна с древних времен. Мастера Средневековья в совершенстве владели искусством «выколачивания» изображений на тонком листе мягкого металла, а свое умение создавать рисунки с помощью молотка и специального ударника, который называется «чекан», передавали из поколения в поколение.

В настоящее время рельефные художественные изображения, как и раньше, изготавливаются вручную, поэтому каждая работа уникальна и неповторима. Материал используется разный, но он должен обязательно быть пластичным и поддаваться растяжке. Лучше всего для чеканки подходят листовые металлы: латунь, алюминий и медь.

Чеканка на фольге своими руками для детей

Сухарева Татьяна Алексеевна, воспитатель МАДОУ Центр развития ребенка детский сад №166, г. Тюмень

Мастер – класс рассчитан на работу с детьми старшего дошкольного возраста, педагогов, родителей и творческих людей.

Техника чеканки очень древняя, развивающаяся на протяжении многих веков. Она была известна еще в Древнем Египте, в Древней Греции и Риме. С давних времен применялась чеканка в искусстве Ирана, Китая, Индии и Японии.

Значительное развитие чеканка получила в эпоху Возрождения в странах Западной Европы. Высокого совершенства она достигла в домонгольской Руси и вновь расцвела в древнерусском искусстве ХV-ХVII вв.

Чеканка высокого рельефа из листового серебра производилась мастерами-греками в Москве, а чеканные ковши и чаши – в Новгороде.

  • Назначение: украшение интерьера, изготовление подарков.
  • Цель: развитие художественно-творческих способностей средствами изобразительного искусства.
  • Задачи:
  • – развивать художественный вкус, чувство композиции; творческие способности;
  • – развивать кругозор детей, пополнять активный словарный запас;
  • – способствовать развитию мелкой моторики и координации движений рук;
  • – формировать и развивать навыки ручного труда;
  • – воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость.

Необходимый материал:

  • Фольга
  • Картон
  • Кисточка с круглым концом или палочки для суши
  • Шаблон
  • Альбом (или мягкий материал для подложки)

Кладем шаблон на фольгу, предварительно подложив что-нибудь мягкое (альбом).

Обводим рисунок по контуру кисточкой или палочкой для суши

Убираем шаблон, получается вот такой рисунок на фольге

Берем кисточку и начинаем выстукивать точки вокруг контура

Вот что получается

Затем начинаем чеканить отдельные детали. Начинаем с окошек.

Затем переворачиваем работу и обводим по контуру деталь, которую отчеканили.

Переворачиваем, вот что получилось

По такому же принципу второе окно, колеса и фару.
Переворачиваем работу и обводим весь контур и детали еще раз.
Переворачиваем, вот такая работа у нас получилась
Переворачиваем работу изнаночной стороной вверх и берем картон
Накладываем картон на работу
И загибаем края работы на картон

Переворачиваем, наша работа готова. Можно оформить в рамку для фото и подарить папам на праздник.

Спасибо за внимание!
Участник конкурса для педагогов «Лучший мастер-класс»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Тема ремонта
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: